Статья об итоговом сочинении в 11 классе: как правильно писать, какова его структура, направления, возможные темы, клише, литературные аргументы для читающих и нечитающих выпускников, образцы написания и критерии оценки работы.
- Что такое итоговое сочинение
- Подробный план и структура итогового сочинения, чтобы написать его правильно
- Направления, данные ФИПИ, и возможные темы итогового сочинения 2021-2022
- Аргументы, чтобы писать итоговое сочинение правильно
- (для тех, кто читает)
- Аргументы, чтобы писать итоговое сочинение правильно
- (для тех, кто не любит читать)
- Клише итогового сочинения 2021-2022, чтобы писать его правильно
- Образец итогового сочинения. Как правильно писать?
- Критерии оценки декабрьского сочинения необходимо знать, чтобы писать его правильно
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение — это письменная работа школьника, заканчивающего 11 класс и готовящегося сдавать выпускные экзамены.
Чтобы получить допуск к ЕГЭ и так называемый “аттестат зрелости”, следует свою духовную зрелость показать, что 11-классник и проявляет в итоговом сочинении.
Работа позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. А для этого нужны хорошая база по русскому языку и широкий литературный кругозор.
Для тех, кто не уверен в своей грамотности – 10 уроков “Идеальный русский” от “Викиум”
Что следует знать, чтобы правильно написать декабрьское сочинение?
Подробный план и структура итогового сочинения, чтобы написать его правильно
Строение итоговой работы диктуется ее жанром: это сочинение-рассуждение.
Ваши рассуждения необходимо подкреплять примерами из литературы.
1
Вступление
Около 70 слов.
Несколько предложений — подведите к теме вашей работы.
2
Основная часть —
самая важная и развернутая — примерно 200 слов.
Тeзис 1 (около 30 слов).
Мысль №1, которую вы будете пояснять и доказывать.
3
Заключение
(60-70 слов). Свяжите с темой сочинения, сделайте вывод.
Направления, данные ФИПИ, и возможные темы итогового сочинения 2021-2022
I. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
(Описание: жизнь как путь, путь познания и творчества, дорога в жизни человека — то, что приносит опыт, знания, помогает взрослеть.)
Примерные темы:
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Что значит идти по жизни своим путем?
- Мечты как ориентиры на жизненном пути.
II. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
(Описание: каковы достижения и подводные камни цивилизации; что новые технологии дают человечеству и чего лишают; на что люди надеются и чего боятся в развитии человечества).
Примерные темы:
- К чему может привести технический прогресс?
- Какую ответственность несет ученый за свои изобретения?
- Новые технологии и нравственность – какая связь между ними?
III. Преступление и наказание — вечная тема.
(Описание: что в обществе называют преступлением, какие они бывают; наказание преступника как явление социальное и нравственное, проявления совести и стыда, раскаяния).
Примерные темы:
- Почему люди совершают преступления?
- Можно ли оправдать и простить преступника?
- Какую роль в жизни человека играет совесть
IV. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
(Описание: какая книга, музыка, какой фильм, спектакль и в чем созвучны вашим сверстникам; что заставляет вас перечитывать книги/смотреть спектакли и фильмы/слушать музыку.)
Примерные темы:
- Какая книга созвучна современной молодежи?
- Для чего человечеству нужно искусство?
- Влияние музыки на людей.
V. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
(Описание: пороки общества и социальная справедливость; как сделать совершеннее государство и общество.)
Примерные темы:
- Что такое социальная справедливость?
- Что значит жить хорошо?
- Почему люди имеют разные представления о счастье?
Аргументы, чтобы писать итоговое сочинение правильно
(для тех, кто читает)
Уважаемые выпускники!
Как известно, в итоговом сочинении следует приводить один-два литературных аргумента. Их надо связать с темой сочинения, пояснить с их помощью мысли, которые вы выдвигаете в качестве тезиса.
Возможно дать два равнозначных аргумента, подтверждающих ваши тезисы; можно привести аргумент и контраргумент (положительный и отрицательный примеры).
У выпускников, читающих и знающих литературу, как отечественную, так и иностранную, большой выбор подходящих аргументов. Есть произведения, в которых поднимается несколько тем, и примеры из них можно подобрать к разным направлениям.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(вопросы жизненного пути, муки совести при совершении проступков, гражданские мотивы и патриотизм; идеи, герои, которые вам близки и выражают ваше отношение к жизни).
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
(жизненные пути героев, преступление и наказание-возмездие; сатирическое изображение Москвы 30-х годов, в чем выражается гражданская позиция автора).
Любителям фантастики может быть мила тема по направлению III — о влиянии новых технологий на развитие общества. Здесь подойдут произведения
- Г. Уэллса,
- Ж. Верна,
- С. Лема,
- братьев Стругацких,
- Р. Брэдбери,
- Дж. Оруэлла и других.
Итак, какие литературные произведения подходят в качестве аргументов по направлениям.
I. “Человек путешествующий: дорога в жизни человека”
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- Э. Хемингуэй «Старик и море»
II. “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”
- Е.И. Замятин «Мы»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Продавец воздуха»
- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
III. “Преступление и наказание — вечная тема”
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.П. Чехов «Драма на охоте», «Злоумышленник»
- У. Шекспир «Гамлет», «Отелло»
IV. “Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня”
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
- Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
V. “Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина”
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- Ч. Айтматов «Буранный полустанок» (Легенда о манкурте)
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
Аргументы, чтобы писать итоговое сочинение правильно
(для тех, кто не любит читать)
Дорогие выпускники!
Для того чтобы хорошо написать итоговое декабрьское сочинение, вам всё же понадобится знание литературы. Мы подобрали для вас очень короткие и увлекательные произведения, которые можно использовать как аргументы.
И, конечно, надо грамотно написать работу.
10 уроков от «Викиум» – «Идеальный русский».
Ваш алгоритм действий:
- Выберите на свой вкус два направления, данные для сочинений в 2021-22 учебном году.
- Посмотрите перечень литературы для этих двух направлений (ниже).
- Выберите по два коротких произведения из списка к этим направлениям.
- Прочтите их (всего четыре произведения) и используйте в своей работе.
Если вы напишете в сочинении
- фамилию автора
- название произведения
- два-три предложения о связи этого произведения с темой —
аргументы будут засчитаны.
I. “Человек путешествующий: дорога в жизни человека”
- Г.Х. Андерсен “Снежная королева”
- М. Горький “Старуха Изергиль” (Легенда о Данко)
II. “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”
- М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
III. “Преступление и наказание — вечная тема”
- А.П. Чехов «Злоумышленник», «Смерть чиновника»
- А.П. Пушкин «Выстрел»
IV. “Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня”
- А. Грин «Зелёная лампа»
- М. Гелприн «Свеча горела»
V. “Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина”
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», “Премудрый пискарь”
- А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска»
Клише итогового сочинения 2021-2022, чтобы писать его правильно
Шаблоны и клише — это речевые обороты, которые структурируют работу, помогают начать мысль, продолжить и успешно её закончить.
Для вступления
- Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Я считаю…
- Любой из нас задумывался над тем, что…
Для перехода к основной части
- Свою мысль хочу подтвердить примером из литературы…
- Эта тема раскрывается во многих литературных произведениях. Обратимся к ним…
Для тезисов
- Каждый ответит на вопрос … по-своему, я же считаю…
- Мы понимаем, что …
- Я полагаю/ считаю/думаю…
Для аргументов
- Вспомним основную мысль произведения (романа, повести, рассказа … автор, название)…
- В своей повести (автор) говорит о том, что …
- Эта тема поднимается в (романе, повести, рассказе, сказке… автор, название)…
Интерпретация произведения или его фрагмента
- Автор утверждает/ говорит/ выражает мысль о…
- Этот герой необходим автору, чтобы сказать нам: …
- Писатель заостряет/акцентирует наше внимание …
Микровывод
- Таким образом, приходим к выводу…
- Итак, мысль ясна: …
Для заключения
- В заключение хочется сказать/выразить надежду…
- Подводя итоги, хочется призвать…
Образец итогового сочинения. Как правильно писать?
Как путешествие меняет человека?
Любой из нас скажет, что путешествие меняет человека (подчеркнута фраза-шаблон). Но как? Отправляясь в путь, человек верит в то, что его ждут яркие впечатления, знакомства с новыми людьми, культурой, традициями. И все это воздействует на сознание, меняет его. Перемены и путешествия неотделимы друг от друга, но как они связаны? Всегда ли путешествие раскрывает наши горизонты, заставляет радостно смотреть на мир? Думаю, что случается по-разному: одни странствия становятся для нас счастьем, а другие — трудным испытанием. (около 75 слов)
Чтобы доказать это, обратимся к литературе. Герой романа В. Каверина “Два капитана” Санька Григорьев с детства мечтал найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова. Эта мечта стала для него путеводной звездой. Благодаря этому он и по жизни шел радостно — учился, узнавал новое и, став летчиком, достиг своей цели: нашел следы экспедиции на Крайнем Севере и смог доказать, кто виноват в гибели этого предприятия. Путь Сани Григорьева — это путешествие длиной в целую жизнь. На этом пути он воспитывает в себе стойкость и мужество, честность и благородство, а еще находит свою любовь. Автор приводит нас к мысли, что это достойная жизнь счастливого человека.
Но есть и другие примеры (контраргумент). Вспомним поэму М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Юный герой получил от своего путешествия разочарование, которое привело его к гибели. Маленький мальчик-горец не по своей воле оказался в монастыре. И хотя его воспитали монахи, хотя на него повлиял закрытый уклад жизни, он душой всегда стремился в родной аул. У Мцыри была мечта, которая вела юношу за собой. Три дня на свободе для него стали тремя днями истинной жизни. Однако природное свободолюбие и воспитание в заточении создали конфликт: не имея опыта независимой, естественной жизни, он не смог найти дорогу к родным местам. Поэт показывает, что страшное разочарование губительно для Мцыри. Лермонтов в своей поэме изобразил романтического героя, не имеющего достаточно знаний и практических навыков, чтобы преодолеть невзгоды и достичь цели. (основная часть — примерно 215 слов)
Подводя итоги, приходим к мысли, что путешествие дает нам возможность узнать жизнь, измениться внешне и внутренне. Хочу сказать, что странствие может по-разному повлиять на нас: разочаровать или вдохновить. Но важно, что дорогу, по которой мы идем, мы выбрали сами. И она помогает нам познать себя, проверяет наш характер, силы и умения. (заключение — 50-60 слов)
Сколько слов должно быть в сочинении?
— Не менее 250.
— Рекомендуемое количество слов — 350 (как в приведенном выше тексте).
Работа должна быть полностью самостоятельной.
Критерии оценки декабрьского сочинения необходимо знать, чтобы писать его правильно
Как известно, за итоговое сочинение по русскому языку и литературе может быть только две оценки — “зачет” и “незачет”.
Критерии оценки декабрьского сочинения
- Соответствие теме
Отвечайте на вопрос, данный в теме сочинения!
2. Привлечение литературного материала
Аргументация обязательна!
Критерии 1. и 2. — основные
- 3. Композиция и логика рассуждения
Выдержите соответствие между тезисом и приводимыми аргументами, ответьте на вопрос!
4. Качество письменной речи
Избегайте речевых ошибок!
5. Грамотность
Не допускайте грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок!
Для тех, кто не уверен в своей грамотности, – 10 уроков “Идеальный русский” от “Викиум”
Вы обязательно справитесь с работой. Удачи!
Подготовиться к ЕГЭ/ОГЭ поможет онлайн-школа СОТКА. Занятия проходят в интересном и увлекательном формате. Заниматься можно с компьютера или телефона по самой низкой цене: от 3600 до 4600 руб. в месяц за все предметы в зависимости от выбранного тарифа.
Узнайте больше!