За несколько дней до экзамена – итогового сочинения – не всё потеряно и есть возможность пополнить свои запасы аргументов.
Сделать это можно, прочитав/ перечитав небольшие произведения – рассказы, сказки, стихотворения и поэмы.
Учитесь управлять своими эмоциями, повышайте уверенность в себе с курсом “Эмоциональный интеллект” от “Викиум”.
Какие короткие произведения можно использовать в качестве аргументов по темам второго направления?
II. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Наиболее подходящими для этого направления являются научно-фантастические произведения, романы-антиутопии
(«Мы» Замятина, «1984» Оруэлла и др.) о том, во что может превратиться наша цивилизация, если научный прогресс заставит человека забыть о духовности.
Но нам нужны короткие произведения, поэтому начнем со сказок.
Сказки для аргументов итогового сочинения
Мечта человека об упрощении, облегчении жизни с помощью машин выражена в устном народном творчестве.
«По щучьему велению»
В сказке много предметов, мечта о которых осуществилась: ведра с водой сами идут домой – водопровод, самоходные сани и печь – автомобили и другой транспорт, топор сам рубит дрова – станки по распилу и обработке древесины. Не зря помощь щуки обращена к ленивому увальню Емеле, ведь именно нежелание выполнять трудную или скучную, монотонную работу вдохновляло человека на технические изобретения.
Есть волшебные предметы и в других сказках: ковер-самолет, скатерть-самобранка, молодильные яблоки, волшебный клубок-путеводитель, перо жар-птицы, горшочек, который сам варит кашу. Многие мечты из сказок воплотились в жизнь, а что-то человеку еще предстоит создать. Главное, чтобы технический прогресс служил людям, а не был самоцелью.
Нам известно много примеров, когда новые технологии несут в себе благо и грозят опасностью для человечества:
- мирный атом – взрыв на Чернобыльской АЭС;
- переработка нефти на заводах – экологические проблемы;
- простой и быстрый поиск информации в интернете – компьютерная зависимость, психологическое воздействие на человека.
Рассказы как аргументы итогового сочинения
Есть небольшие литературные произведения, которые, как и романы-утопии, моделируют худшее развитие событий: подавление личности тоталитарной системой, захват власти умными машинами. Обществу, нацеленному на потребление и упорядочение всех сфер отношений, грозит механистичность, а человеку – уподобление роботам.
А. Платонов «Песчаная учительница»
Новые технологии и знания позволяют Марии Нарышкиной спасти жителей пустыни от голода и нищеты, но они же требуют от человека повышенной ответственности («В прекрасном и яростном мире»).
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Чудо современной техники комфортабельный пароход «Атлантида» – модель общества, которое уязвимо перед силами природы (вспомните «Титаник»). Комфорт – достижение цивилизации – выливается в потребительство, что уродует личность, разобщает и ожесточает людей. Герой – олицетворение буржуазной цивилизации. Власть, которую дают деньги, слишком иллюзорна по сравнению с могуществом океана. Страсть богача-путешественника к получению удовольствий – это его представление о том, чем должна быть наполнена жизнь. Но жизнь вырывается из-под контроля: господин приехал в Европу наслаждаться, а тут буря, качка, дожди. Смерть господина воспринимается в этом обществе как нечто, мешающее вкушать удовольствия другим пассажирам корабля. Блеск роскоши не способен спасти человека ни от тоски, ни от смерти.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Искусственное воздействие на слабоумного Чарли сделало его высокоинтеллектуальным человеком. Не на долгое время, но он успел узнать свое окружение и во многом разочароваться.
М. Гелприн «Свеча горела»
Утрата моральных и нравственных ориентиров общества, лучшие классические произведения литературы отвергаются. Спасение этого живительного родника почти партизанским способом – через посредника – робота Макса. Пока есть такие учителя и ученики, духовность человечества не потеряна.
В. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала», «Даешь сердце!»
Р. Брэдбери «Вельд», «И грянул гром», «Улыбка»
Стихотворения и поэмы для аргументов итогового сочинения
В. Маяковский «Адище города», С. Есенин «Сорокоуст» (поэма), Е. Долматовский «И на Марсе будут яблони цвести», Н. Рыленков «Нет, волшебные русские сказки не лгали…», Ю. Кузнецов «Атомная сказка» и др.
Итак, в одних случаях прогресс – это спасение (например, медицинская техника, выявляющая болезнь на ранней стадии, вакцина от пандемии), в других – трагедия (бомбардировка Хиросимы, возможный человеческий фактор в возникновении пандемии). Человеку нельзя забывать об ответственности за всё, что он оставит будущим поколениям.
Пример, как вплести аргументы в текст, есть в статье на нашем сайте (образец сочинения).
Еще не поздно позаниматься русским языком накануне экзамена, чтобы улучшить свою грамотность – курсы из 10 уроков «Идеальный русский» от «Викиум».
Направление III. – см. в следующей статье на нашем сайте
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ с онлайн-школой СОТКА по минимальной цене за все выбранные предметы. Узнайте больше!