В задании 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку вам предлагается стилистический/ лингвистический анализ текста. Необходимую для этого теорию вы изучали на уроках русского языка.
Сюда входят знания о типах и стилях речи, средствах выразительности, умение различать части речи и классифицировать лексику. Разберём на практике алгоритм выполнения этого задания.
Алгоритм выполнения задания 1 по русскому языку ЕГЭ 2022
- Изучите текст, прочитав его несколько раз.
- Внимательно прочитайте все пять вариантов ответов.
- Поработайте с каждым вариантом ответов: найдите в тексте и подчеркните/обозначьте то, что утверждается в данных ответах.
- Если нашли утверждаемое, это верный ответ, нет – ответ не подходит.
- Выпишите ответы (их может быть от двух до четырёх).
Ознакомимся на практике с выполнением задания 1
Все метафоры, применимые к языку, верны по-своему!.. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – слуга и господин. Язык – наш друг и враг одновременно. Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. Он не даст ни соврать, ни обмануть самих себя… Общество становится свободнее, <…> язык отражает это. Общество поддаётся чужому влиянию, и язык тоже. Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на нём.
Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. Живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура.
(По В.А. Толстых)*
Предлагаемые ответы и поиск решения задания 1
1) Текст отличает подчёркнутая информативность, точность, однозначность высказывания.
Перечисленные признаки «информативность, точность, однозначность высказывания» характеризуют научный или официально-деловой стили речи. В данном тексте, однако, присутствуют
- метафоры [средство художественной выразительности, скрытое сравнение]: «Язык – это очки… Язык – наш друг…»,
- олицетворения [неживому приписываются действия, свойства живого существа]: «Он не даст ни соврать, ни обмануть…»,
- сравнения [предметы или явления уподобляются другим предметам]: «Он как будто бы следит за нами…».
Наличие тропов, эмоциональной выразительности не характерно для научного и официально-делового стилей, да и задача данного текста не передать точную информацию, а поделиться мнением.
Поэтому ответ 1) неверный.
2) Для текста характерна неоднородность лексического состава: разговорные слова (например: соврать, люд и др.) перемежаются с книжными (например: фиксирует, стабилизация, обретём и др.).
Обязательно найдите все слова, данные в ответе, и не забудьте подчеркнуть их, чтобы не запутаться. Все эти слова присутствуют в тексте: «Он не даст ни соврать… наступит период стабилизации…» и другие – непременно отметьте все данные в ответе примеры! Лексический состав текста действительно неоднороден: здесь присутствует и книжная, и разговорная лексика.
Значит, 2) – верный ответ.
3) Лексические средства, такие как антонимы (друг – враг, слуга – господин) и синонимы (соврать, обмануть), помогают автору показать различные стороны рассматриваемого понятия.
Найдите и обозначьте в тексте антонимы и синонимы, предлагаемые в ответе. Такие слова есть, они действительно обогащают смысл текста.
Значит, 3) – ответ верный.
4) Синтаксический параллелизм придаёт тексту особый ритмический рисунок и усиливает его выразительность.
Синтаксический параллелизм выражается в одинаковом синтаксическом строении соседних предложений. Эта фигура служит для выразительности речи, усиления впечатления. Есть ли в тексте эта фигура речи? Обратите внимание на второе – четвёртое предложения текста:
«Язык – это очки… Язык – слуга и господин. Язык – наш друг и враг…»
и в середине первого абзаца:
«Он как будто бы следит … Он не даст ни соврать …»
Эти предложения текста действительно наиболее выразительны и воздействуют на нас эмоционально.
Значит, 4) – ответ верный.
5) Употребление предложений, осложнённых однородными членами, обусловлено стремлением автора к максимальной точности и однозначности, не допускающих двоякого толкования высказывания.
В тексте есть предложения с однородными членами, их легко найти (сделайте это самостоятельно), но в ответе 5) снова содержится намёк на то, что нам дан для анализа, возможно, текст научного стиля, а это мы уже опровергли. В тексте нет «точности и однозначности».
Поэтому ответ 5) неверный.
Итак, ответы этого задания:
234
Алгоритм выполнения может быть иной
Следует опереться на варианты ответов, в которых есть примеры из текста. (Будьте осторожны: в примерах могут встречаться и не содержащиеся в тексте слова!) Поработайте сначала с ними. Они более однозначны и не породят сомнений: если вы точно найдёте примеры слов в тексте и распознаете их функцию, значит ответ верный. Если не найдёте – это не ответ.
Оставшиеся один – три варианта выполните последовательно после, когда уже многое поймёте о тексте.
Совет о выполнении задания 1 по русскому языку
Не выполняйте задание 1 наспех, обязательно задержитесь на тексте, поймите его смысл, найдите и обозначьте все приведённые в ответах примеры.
Самостоятельная работа по заданию 1 ЕГЭ русский язык
Учреждение несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к его компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования <…> выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и иных предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Текст отличает подчёркнутая информативность, точность, однозначность высказывания.
- В тексте преобладают отглагольные имена существительные: невыполнение, реализация, нарушение и др.
- Текст относится к научному стилю речи, так как основная цель автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение.
- В тексте ярко выражена авторская позиция.
- Текст характеризуется отсутствием эмоциональности, экспрессивности.
*Задания взяты из пособия под редакцией Н.А. Сениной «ЕГЭ-2022. Русский язык. 25 тренировочных вариантов по новой демоверсии 2022», Легион, Ростов-на-Дону, 2021
Ответы на задание 1 этой самостоятельной работы смотрите в следующей статье нашего сайта.
Если вам трудно справиться с заданиями самостоятельно, обратитесь в школу «Сотка»: подготовка по всем предметам ЕГЭ, которые сдаёт ученик, за 3 000 руб. в месяц. При покупке 1 предмета + 3 предмета в подарок. Вам ответят на все вопросы и помогут в обучении.
Улучшить свою грамотность можно с уроками от «Викиум» «Идеальный русский».
Следите за статьями на нашем сайте. О задании 2 по русскому языку ЕГЭ-2022 – в следующей статье.