Развитие ребёнка во многом зависит от его вступления в школьную жизнь. Когда он идёт в первый класс, его поступки впервые становятся социально значимыми, а успехи и неудачи в учёбе оцениваются. Этот период серьёзно влияет на всю дальнейшую жизнь.
Недостаточно просто научить читать и писать, нужно воспитать в ребенке стремление учиться. Как это сделать?
Вот несколько советов родителям, как учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Возрастные особенности первоклассников
Почему именно в 7 лет детей принято отдавать в школу? В это время ребёнок переживает так называемый кризис 7-летнего возраста.
В чём он проявляется?
Физиологически – идут большие изменения в организме ребёнка; он быстрее растёт, вытягивается; у него меняются зубы.
Психологически – происходит осознание себя в мире человеческих отношений. Наивность и непосредственность поведения сменяются скрытностью или сдержанностью, иногда в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное.
Малыш начинает осознавать себя как индивидуальность, которая контактирует со многими предметами и людьми. Первоклассник пытается понимать свои переживания, обобщать их.
Игра уходит на второй план, а вперёд выступает познавательная активность. Отсюда – изменение отношения к миру взрослых: ему уже не так нужны защита и опека, как знания, а поэтому необходимы учителя, наставники, которые могут эти знания дать.
Что следовало бы знать и уметь ребёнку ко времени поступления в школу?
Конечно, самое простое и важное: фамилию, имя, отчество своё и родителей, дату своего рождения, домашний адрес. Он читает наизусть стихи, знает дни недели, месяцы, времена года, цифры, желательно буквы. Многие к этому возрасту читают самостоятельно свои первые книги. В 6-7 лет ребёнок способен контролировать себя, ставить простые цели и достигать их.
Индивидуальные особенности дошкольника
Может случиться так, что кризис 7-летнего возраста придёт к вашему ребёнку немного раньше, лет в 5-6. Он будет проходить несколько сложнее, если родители не смогут этого распознать. Что следует сделать?
Совет родителям 1
Дайте возможность ребёнку развиваться! Устраивайте игры-занятия по счёту и чтению, показывайте детские энциклопедии, атласы, разъясняйте непонятное. Дайте пищу для ума. Отведите малыша в кружок или секцию, музыкальную школу.
Может случиться наоборот: ребёнок-семилетка не готов к школьному обучению. Он по-прежнему больше играет, познавательные проблемы значат для него очень мало.
Возможно, есть
- логопедические или неврологические проблемы;
- хронические заболевания;
- эмоциональная реакция на неудачи;
- тревожность.
Совет родителям 2
Если есть возможность, не торопитесь отдавать малыша в школу – пусть укрепится скелет, сформируется интерес к знаниям, придут навыки общения с окружающими. Всего год отсрочки может существенно улучшить подготовленность ребёнка к школе.
И не только это.
Что необходимо уметь ребёнку при поступлении в школу
- Слышать просьбы и понимать задания, которые будущему школьнику дают взрослые.
- Элементарно планировать свои действия, выполнять их не хаотично, а целенаправленно.
- Уметь исправлять то, что сделал неверно.
- Обращаться за помощью к сверстникам или родителям, если что-то не понимает.
Если перечисленные умения отсутствуют или недостаточно развиты, учиться ребёнку будет очень сложно.
Основная общая особенность детей 6-11 лет – готовность воспринимать знания.
Индивидуальная – не всегда это приходит в 6-7 лет.
Возрастные особенности младших школьников
Обычно ведущая деятельность для этого возраста – учёба. Активно развиваются память, внимание, мышление; идёт накопление знаний.
Ребёнок учится помогать по дому, выполнять поручения, помнить о них.
Формируются отношения с коллективом, появляются авторитеты (учитель).
От того, как ребёнка оценивают в школе, каковы результаты в учении, зависит его самооценка. Важно не допустить неверия в свои силы, потерю интереса к учебной деятельности.
Индивидуальные особенности типа нервной системы младшего школьника
Люди родятся на свет с разным темпераментом. Сангвиник и холерик, флегматик и меланхолик – среди них нет лучшего темперамента. Они все разные, и ребёнок-флегматик, например, хорош в одном, а холерик – в другом. Темперамент не определяет ни способностей, ни характера, но детям с разным типом темперамента нужен разный режим и темп работы.
Совет родителям 3
Учёба и игра в жизни младшего школьника неразрывно связаны, поэтому подбирайте ему занятия, учитывая темперамент.
Сангвиника и холерика важно приучить быть внимательными и сосредоточенными. Можно удерживать внимание с помощью чтения книг, занятия с конструктором. При этом менять сферы деятельности.
Флегматиков и меланхоликов стоит занять творчеством: лепка, рисование, составление пазла, – а также привлекать к участию в «мягких» соревнованиях, иногда тормошить.
Психологические особенности младшего школьного возраста
Внимание
Не очень устойчивое, непроизвольное. Развивается вместе с мотивацией к учению.
Восприятие
Неустойчивое, неорганизованное, но отличается эмоциональностью, свежестью и остротой.
Мышление
Дети мыслят звуками, красками, формами, ощущениями. Идёт постепенное изменение мышления от образного и эмоционального к абстрактно-логическому.
Воображение
Активно используется и в дошкольном возрасте, а в школе развивается, детализируется. Ребёнок может сочинить рассказ, историю о себе или близких, возможно пробует рифмовать.
Память
Механическая (повторял-повторял – и запомнил) постепенно должна перерастать в логическую (составление плана, понимание смысла, установление аналогий).
Дети, так же как и взрослые, лучше всего запоминают то, что пережито эмоционально.Но виды памяти у всех разные: у кого-то преобладает зрительная, у кого-то слуховая или моторная.
Совет родителям 4
Хорошо, если вы знаете, кто ваш ребёнок в большей степени: визуал, кинестетик, аудиал – и выбираете для него виды занятий согласно этому. Но важно, чтобы были учтены все виды развития памяти – слуховые, зрительные и двигательные впечатления.
В домашних играх используйте картинки, слайды, кино, мультфильмы.
Дети должны слышать правильную, чёткую речь, учась верному произношению не только на уроках словесности. Аудио с чтением актёрами детской литературы как раз кстати.
Конструктор, кубики, бумага, пластилин, фломастеры, ткань для шитья, спицы и пряжа, молоток и гвозди – всё это поможет развить разные умения, мелкую моторику. И в конечном итоге – память, внимание, мышление.
Развить память, внимание и мышление ребёнка вам поможет марафон “Обучение и мотивация детей”.
Речь
Насколько важно развитие речи, объяснять не надо: именно во взаимосвязи с речью развиваются мышление и память. На владении речью основано и понимание условий задачи, и устные ответы на уроках. Ко времени поступления ребёнка в школу у него достаточно хорошо развита речь. К 4 классу словарный запас школьника – 3500-4000 слов.
Совет родителям 5
В развитии речи, формировании грамотности помогут игры и творческие эксперименты.
Сочиняйте сказки.
Они научат строить сюжет, конструировать полные предложения, подбирать слова. Сочинённую совместно сказку можно разыграть в домашнем кукольном театре.
Читайте вслух.
Лучше по очереди с ребёнком.
Узнавайте пословицы и поговорки. Пример.
Обсудите вместе, что значит пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», в какой ситуации уместна поговорка «как слон в посудной лавке» и др.
Играйте с буквами и словами. Примеры.
Назвать слова, которые начинаются на «О» (облако, озеро – ударный [о], огонь, ответ – безударный).
По очереди называть слова на последнюю букву данного слова (лягушка – арбуз – зуб и т.д.);
Вспомнить как можно больше слов, которые заканчиваются на «-КА» (лейка, рука, булка). Или (сложнее) на «-АШ», «-АЖ» или «-ЯЖ» (карандаш, саквояж, абордаж).
Повторяйте скороговорки.
«От топота копыт пыль по полю летит», «Шла Саша по шоссе…» и др. Лучше выбирать скороговорки со звуками, которые труднее даются ребёнку. И не обязательно произносить их быстро, начните с медленного темпа.
Читайте и заучивайте считалки, песенки, стихи.
Пошаговый алгоритм изучения русского и иностранного языков, математики предлагает «Марафон мотивации и обучения детей».
Играть с ребёнком в словесные игры можно и на ходу – когда вы гуляете в парке или ведёте его в кружок. Словесные игры для детей и родителей.
Книга “Игры, задания по развитию речи младших школьников” – автор Яворская О.Н.
Применять игры могут логопеды, учителя начальной школы, родители для работы с детьми.
Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7 – 10 лет.
Итоги
Учитывать индивидуальные особенности младших школьников необходимо в их обучении и воспитании. Это лучше мотивирует ребёнка на учёбу, помогает обойти некоторые трудности и конфликты в общении.
С помощью семейных игр, спектаклей, совместного творчества можно стать другом сына или дочери, чтобы они говорили с вами, делились секретами. Как это будет важно для вас и вашего чада, когда вы столкнётесь с трудностями переходного возраста!
О курсе развития памяти вам расскажут на вебинаре “Память и внимание” от школы Advance Николая Ягодкина.